Техобслуживание

Список разделов Все Безопасность

Описание: Информация и разбор ЛП

#1 @Lex » 06 апреля 2012, 16:06

Любопытная статейка есть на тему Т.О. параплана.. Ткань, стропы, нервюры и пр..

О: техобслуживание

В случае регулярных повышенных нагрузок:

буксировка параплана на лебедке;
упражнения SIV;
аэробатика;
частые полеты в жестких термических условиях;

могут вытянуться стропы.

После выполнения упражнений SIV или аэробатики могут также потянуться нервюры, но оболочка параплана не станет воздухопроницаемой. При этом и стропная система может не изменить своих линейных размеров. Вы проверите стропы - все в порядке, ткань - воздухопроницаемой не стала, но... параплан почему-то нормально не летит.
Нервюры тянутся в основном по диагонали: на верхней оболочке параплана в полете будут видны вздутия между рядами и характерные вмятины над местами крепления строп. Потянутые нервюры отремонтировать или подправить уже не удастся - параплан приходит в негодность... Это, пожалуй, самое неприятное возможное последствие SIV и аэробатики для параплана...

Повреждения параплана в процессе выполнения фигур высшего пилотажа или упражнений SIV не входят в гарантийные случаи ни у одного производителя снаряжения.

Обычно вытягиваются стропы первого и второго ряда, т.к. на эти ряды приходится большая часть всей нагрузки на стропную систему. Если размеры строп по первому и второму ряду увеличились, то увеличиваются и установочные углы атаки, причем не равномерно по всему размаху. Это приводит к уменьшению скоростных показателей параплана и ухудшению срывных свойств: безопасный ход клевант (до точки срыва) становится ощутимо короче; параплан начинает летать медленнее, и пилот это чувствует. При этом не факт, что параплан станет более подвержен складываниям. Также изменяется динамика разворота, полета в термических потоках, параплан становится более вялым в управлении.

Вытягивание строп опасно прежде всего срывными показателями: полетная скорость приближается к скорости сваливания. Сильнее всего эта тенденция будет заметна на буксировке, и первым признаком вытянувшихся строп является затрудненный старт.
В зависимости от модели аппарата такие очевидные тенденции появляются при увеличении длины стропы от 1 до 2 см. Увеличение длины строп на 2 см почувствует даже самый невнимательный пилот.

У производителя параплана имеется стропная схема, по которой и производится проверка длин строп. Исследование стропы на остаточную прочность производится путем разрушения опытной стропы на разрывном стенде, при этом измеряется нагрузка. при которой стропа рвется. Для проверки на прочность из параплана берутся 2-3 стропы (центроплан, полуконсоль, консоль), обычно это тонкие стропы верхнего яруса. Остаточная прочность сравнивается с номинальной.

Влажная стропа тянется намного сильнее, во влажном состоянии тянется даже арамидное волокно. Влажная ткань параплана также тянется сильнее, вплоть до запоминания деформации - т.е. после высыхания параплан может и не вернуться в изначальное состояние. Очень пагубно действует на стропы, особенно арамидные, городской кислотный дождик, так что лучше параплан вообще не мочить.

Кроме того, стоит внимательно относиться к назначенному ресурсу (т.е. сроку службы). Он исчисляется с момента изготовления детали (т.е. стропы). Если параплан просто пролежал в углу 5 лет, а назначенный ресурс стропы указан, например как "300 летных часов или 3 года", значит, стропы надо менять...

Для изготовления строп параплана применяют два типа материалов на основе высокопрочных синтетических волокон: DYNEEMA и группа арамидных волокон - кевлар, арусар, арамид...
Если посмотреть на волокно стропы под оплеткой, DYNEEMA - волокно белого цвета, все арамидные волокна - коричневатые или цвета хаки.
По механическим свойствам материалы имеют свои особенности. DYNEEMA - волокно, которое в процессе эксплуатации слабо теряет свою прочность (а некоторые марки DYNEEMA даже упрочняются!). Но при этом большинство марок DYNEEMA имеет свойство вытягиваться. Вообще, коэффициент растяжения DYNEEMA больше, чем у арамидного волокна той же прочности. Стропы из DYNEEMA меньше боятся ультрафиолетового излучения.
Чаще всего DYNEEMA используют для изготовления строп малой абсолютной длины (на верхних ярусах).

Арамидное волокно имеет значительно меньший коэффициент растяжения, при этом после циклических нагрузок уменьшает свою прочность. (Циклические нагрузки - попеременное приложение и снятие нагрузки, причем нагрузка изменяется по законам, приближенным к условиям реальной эксплуатации. Таким образом моделируется усталостная прочность - параметр, характеризующий способность материала к большому количеству циклических нагрузок). Линейные размеры арамидного волокна со временем практически не изменяются не зависимо от приложенных нагрузок и их количества, т.е. материал практически не вытягивается. Арамидное волокно ставят на более длинные стропы нижнего яруса. Арамид менее стоек к ультрафиолетовому излучению, а толстая арамидная стропа имеет больший ресурс, чем тонкая (т.е. 2 стропы с прочностью 100 кг при тех же циклических нагрузках теряют прочность быстрее, чем 1 стропа прочностью 200 кг).
Сейчас все больше производителей парапланов переходят на DYNEEMA, и, скорее всего, не из-за технических характеристик материала, а из-за того, что работать с одним артикулом проще... Один арамид не ставят из-за того, что тонкие стропы верхнего яруса достаточно быстро теряют прочность.

Нельзя с уверенностью сказать, какая стропная система прослужит дольше: вытянется ли DYNEEMA быстрее, чем потеряет прочность арамид, или наоборот.

В процессе эксплуатации также возможно увеличение воздухопроницаемости ткани параплана. Последствия: уменьшение скорости и аэродинамического качества, ухудшение свальных характеристик (за счет набухания погранслоя), проблемы на буксировке (при больших углах атаки возможно сваливание), увеличение вероятности складывания в тех условиях, в которых ранее параплан не склдадывался. За этим также необходимо следить и вовремя заменить параплан на новый.

Наша специфика эксплуатации параплана (постоянные буксировочные полеты, вошедшие в моду SIV и аэробатика) такова, что потеря прочности или вытягивание строп может происходить раньше, чем пройдет указанный производителем срок службы. Кроме того, никто из российских пилотов не соблюдает правила хранения.

В любом случае, параплан желательно проверять раз в летный сезон.
Причем проверкой рекомендуется заниматься заранее, так как за 2-3 дня до соревнований вы вряд ли успеете произвести ремонт или поменять стропы.
There are good ships and wood ships, ships that sail the sea, but the best ships are friendships
@Lex
Ястреб
Ястреб
Аватара
Сообщения: 240
Зарегистрирован: 08 декабря 2007
С нами: 10 лет 7 месяцев

#2 ганс » 06 апреля 2012, 19:40

От того что параплан лежит в углу ещё и в тёмном ,ничего ему не будет и стропам тоже.
В основном техника стареет из за, эксплуатации, механических повреждений и главного врага солнечных лучей,соприкосновение с ржавым металлом.
Дожди ,пресная вода, солёная морская вода, ему до фени, разве что вода Куяльника действительно требует полоскания в пресной.
И технические масла тоже ни есть хорошо,для синтетики, а мы все возим технику в машинах.
А так, слишком попсятовой писанины вокруг и около.
ганс
Не новичок
Не новичок
Аватара
Сообщения: 94
Зарегистрирован: 09 декабря 2010
С нами: 7 лет 7 месяцев

#3 tty » 08 апреля 2012, 00:54

А что, тряпка уже стала бесконечной? Вокруг строп разводят кучу ненужной бучи, а вот все считают, если заменить стропы то крыло полетит как новое...фиг там! Стропы конечно играют важную роль, но вот у меня был стайл 2005 года. Я его купил в 2007, летал 3 года на лебёдке и года 2 на моторе, крутил спирали, в общем не жалел его, летал во влажном морском динамике и прочем, тоскал по мокрой траве - крыло прошло полную "чайниклвскую" подготовку...в ~2010 точно уже не помню, отправил в аерос на мелкий ремонт (вырвал случайно одну стропу при помощи стартуюшего учлёта, запутавшегося в моих стропах). заодно попросил проверить стропы и тряпку...каково же было моё удивление, когда мне сказали, что стропы в ПОЛНОМ порядке!!!!!
За всё время я протянул их всего ОДИН раз, т.к. считал эту процедуру лишней.
В общем, стропы обычные страдают меньше всего, можете летать во влажном воздухе, тягаться на лебёдке и быть полностью уверены, что с ними НИЧЕГО страшного НЕ произойдёт!
А вот за тряпку бойтесь...современный скайтекс рассчитан года на 3 регулярных полётов...если крыло 2 или выше, то БУДЬТЕ особо БДИТЕЛЬНЫ!!!!
Регулярные полёты - это не тандем в крыму, а полёты среднего пилота раз в недели 2.
tty
Коршун
Коршун
Сообщения: 327
Зарегистрирован: 04 января 2007
С нами: 11 лет 6 месяцев

#4 Rost » 15 апреля 2012, 10:11

ганс писал(а):... Дожди ,пресная вода, солёная морская вода, ему до фени, разве что вода Куяльника действительно требует полоскания в пресной...


Вот не совсем так! Мой тандем в морскую воду окунался регулярно во время лебедочной покатушки на пляже. И я его всегда тщательно промывал в пресной воде. Результат таков: наиболее нагруженныл лобик по верхней поверхности со временем стал дуться насквозь, а вся остальная ткань сохранила исходную воздухонепроницаемость. Тандем "Браво" также регулярно купался в море, но далеко не всегда отмачивался в пресной воде. В результате продуваться стала ВСЯ ткань равномерно, хоть и не так сильно, как лобик моего тандема. Вот и закономерность. У меня просто из-за большей нагрузки и более регулярных полетов посыпалось то, что и сыпется на всех парапланах. На "Браво" посыпалось всё. Я свой тандем промывал пресной водой, "Браво" - изредка. Вот морская вода его и съела...

Лобик моего тандема удалось качественно просиликонить и вернуть летные характеристики. Все заметили, что тандем опять "полетел"... Правда не знаю, надолго ли хватит.
"Шаг за шагом! Прыжок за прыжком! Полёт за полётом!" Фердинанд Фербер, пионер авиации.
Rost
Ястреб
Ястреб
Аватара
Сообщения: 161
Темы: 2
Зарегистрирован: 09 октября 2005
С нами: 12 лет 9 месяцев

#5 ганс » 15 апреля 2012, 21:58

Браво до сих пор летает ,потому что меньше летал твоего, а твой Дискавери убитый ещё Булкой ,он то старше.
Ты же сам облётывал Киевлянина на Браво, в солидный ветерок и довольный был ,аж рыло расплывалось.
Ай да Ростик ,ай да жучкин сын ,туды его в коромысло и чего это тебя дёрнуло натирать свой Дискавери дёгтем,а не смальцем.
ганс
Не новичок
Не новичок
Аватара
Сообщения: 94
Зарегистрирован: 09 декабря 2010
С нами: 7 лет 7 месяцев

#6 ганс » 15 апреля 2012, 22:32

Спроси ка Гену о моём Браво и что он с ним вытворял и стропки на нём ,ещё упругие и ткань весёлая, потому как я бережливый и затяжки делал аж Генка был не доволен ,плавными стартами и подъёмами.
Ух зацепил ты мне междуножье своими горячими губами ,щас пукну агресивно.
Морская вода на синтетику не влияет ни как, а вода с Куяльника сделает наждачку и вникните наконец то в технологию производства сией техники ,она вся покрыта пропитками из иноземной автомобильной промышлености ,в состав которых входят такие ингридиенты как изо- цианид, шикарнейшее средство для лаков ,красок и т.д., изначально в парапланерной технике было производство красок и пропиток для парапланов автомобильной фирмой Дюпонт ,теперь авто покрытие для парапланов полностью подхвачено всеми фирмами производящими покрытие,называемое колондрированием, дешёвых тайванских и китайских тканей от 30 центов за погоный метр, потому как производство таких тканей ноу-хау и ну очень вредное производство и развитые страны не хотят губить себе экологию производством этой ткани и все эти догадки про силиконы это полнейший бред форумщиков,флудильщиков,неудачников,лузеров,гуфи,флей-фе ,самодельщиков и не дотёп.Ну блин, накалякал, читайте,особено ты РОСТМОСТГИДРОСТРОЙ туды его зам, Гебельса вместе с твоим Гитлером.Пишу на одном дыхании что бы не захлебнутся слюной которая течёт со рта Ростика ,который самый великий Рост читает сия перлы.Принимаю любые возражения и готов спорить, общатся и дружить!!!!!
ганс
Не новичок
Не новичок
Аватара
Сообщения: 94
Зарегистрирован: 09 декабря 2010
С нами: 7 лет 7 месяцев

#7 Rost » 18 апреля 2012, 10:28

Ну, извиняй, не хотел тебя зацепить , особенно за "междуножье". Не знаю точно, каким образом и через какую задницу морская соль портит параплан. Но то, что портит - это абсолютно точно. И пусть даже не саму синтетическую ткань. Но пропитка этой ткани разрушается. И было это давно замечено и доказано. И не мной лично. Я просто привел пример, исходя из наработанной за несколько сезонов статистики.
А то, что "Браво" летает лучше моего Дискавери, так еще раз подтверждаю. Естественно и улыбка была у меня на роже после полета на "Браво". Дискавери мой кроме обсыпавшейся пропитки получил еще и диагональное растяжение нервюр. Причина - вся сознательная жизнь моего тандема прошла на лебедке. На его счету более 500 затяжек с разными операторами, в том числе и с "резкими и жескими", если можно так варазиться. И если на мой тандем посмотреть в профиль, заметны будут впадины на верхней поверхности, в тех местах, где стропы снизу подшиты. Между впадинами - горбы. Вот такой многогорбый верблюд... Но он все равно летает!
На "Браво" горбов не наблюдается. Профиль правильный, не деформированный. Вот и летает он лучше. Кроме того, Стайл-тандем вообще удачнее сам по себе, чем Би-Дискавери.
"Шаг за шагом! Прыжок за прыжком! Полёт за полётом!" Фердинанд Фербер, пионер авиации.
Rost
Ястреб
Ястреб
Аватара
Сообщения: 161
Темы: 2
Зарегистрирован: 09 октября 2005
С нами: 12 лет 9 месяцев


Вернуться в Безопасность



Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость

cron